НОВОЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯВоскресенье, 19.05.2024, 11:49

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Статьи о символизме | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Символика Евангелия [4] Толкование Евангелий [1]
Мысли [1] Сны и видения [2]
Словарь пРАвославной мудРАсти [0]

Главная » Статьи » Символика Евангелия

Хлеб как евангельский символ
В словах Христа хлеб является духовным символом всякого необходимого для жизни блага, исходящего от Единого Бога, так же как свет исходит от Солнца, а Сын исходит от Отца - всяким словом, исходящим из уст Божиих (От Матфея 4:4). Именно о хлебе насущном мы молимся в молитве Господней:
Матф.6:11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
Лук.11:3 хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
Слово «насущный» следует понимать как необходимый для существования, для самого существа. Но поскольку человек - не только плоть, но еще душа и тело, то и хлеба для нашего существования нам нужно три: плотской, душевный и духовный.
Молитва «Отче наш» дана Иисусом Христом для нашего моления не только в обществе, когда слово «наш» было бы понятным и означало бы молитву от лица нескольких людей, но она дана и для моления сугубого, личного, индивидуального, когда молящийся обращается к Богу в одиночестве. В этом случае слова «Отче наш» и «хлеб наш» с плотской точки зрения (для ума) неясны, т.к. непонятно от чьего еще имени кроме себя, мы обращаемся к Отцу. Но у триединого Бога всякое слово, обращенное к триединому человеку также триедино и под словом «наш» Христос здесь в духовном смысле понимает обращение от имени трех нас; от имени трех ипостасей человека: тела, души и духа . И в духовном смысле в этой молитве мы испрашиваем хлеб насущный, т.е. соответствующее их природе определенное свыше пропитание для каждой нашей составляющей: тела, души и духа.
И хотя такое мы и без этой молитвы получаем пропитание всех трех составляющих нас частей человека, тем не менее, смысл этой молитвы очень большой. В доказательство того, что и без молитвы мы получаем для души и духа необходимое и полагающееся для них пропитание (их насущный хлеб) можно сказать, что если бы этого не было, то мы бы не получая пиши для души и духа, их бы утратили, т.к. без соответствующего питания они бы просто умерли. Но еще более того, можно сказать, что чтобы осознанно молиться о своем хлебе для души и духа, нужно иметь зрелое тело, т.е. ум, который не сразу после рождения способен молить Бога о чем бы то ни было, а только по прошествии достаточно долгого времени – в этом случае, человек рождался бы только плотью, не имея ни души ни духа, которые мог бы получить позже только в ответ на соответствующие молитвы, что конечно же является абсурдом, т.к. плоть без духа мертва (вспомним акт творения человека: (И создал Господь Бог человека из праха земного (тело), и вдунул в лице его дыхание жизни (дух), и стал человек душею живою (душа) (Бытие 2:7)). Без духа человек был бы мертв, следовательно, каждый из нас от рождения имеет определенное количество Святого Духа, достаточное для самого существования. Но по слову Серафима Саровского, цель христианской жизни - в стяжании Духа Святого, следовательно, тот Святой Дух, который дан нам Богом от рождения – это новозаветная мина, данная Господином каждому из в начале нашей жизни для того, чтобы мы преумножили их (стяжали Духа Святого): призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь (От Луки 19:13) . Мы можем и должны увеличивать количество Святого Духа в себе («внутрь Вас есть»).
Имея в себе изначально благодать душевную (новозаветные таланты) и благодать духовную (новозаветные мины) мы тем не менее должны их стяжать, чтобы пустив их в оборот нашей мiрской жизни, вернуть сии мины и таланты давшему их нам Господину с прибылью (От Луки 19:23). Таким образом, мы можем ему угодить и рассчитывать на соответствующую награду в Царствии небесном. Приведем полностью две притчи о талантах и минах:

О благодати духовной. Притча о десяти минах.
Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
[Господин] сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
(От Луки 19:12-27)

О благодати душевной. Притча о талантах.
Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
(От Матфея 25:14-31)

Неслучайно перед едой мы молимся молитвой «Отче наш» и испрашивая в ней «хлеб наш насущный» не только для тела, но и для души и духа, ПОНИМАЯ ЭТО, мы в первую очередь исповедуем (свидетельствуем свое ведение) триединого Бога, а не только Сына Божьего, которому в духовном смысле соответствует хлеб плотской. Затем, мы испрашиваем питание не только для тела, но и для души и для тела. И, наконец, мы получаем испрошенное, кто чего просил, по слову Апостола: Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите (Иакова 4:2), впрочем если все же просим осознанно, но все-таки не получаем, то Апостол далее объясняет почему: просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иакова 4:3), впрочем тот же апостол говорит: Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иакова 1:6).
Телесная пища, которую мы съели без молитвы, суть солома, т.е. не имеющая главного – плода, зерна. Итак, триединый хлеб Христов – пшеница, состоящая из стебля (соломы) и зерна…

Mat 4:4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих .
«Не хлебом одним жив человек». Обычно эта фраза трактуется как «не только хлебом...». На самом деле «не хлебом один, а еще и хлебом два и хлебом три, т.е. - триединым хлебом жив триединый человек". Именно об этом триедином хлебе учит нас молиться Ииисус в молитве Господней: «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Хлеб же насущный состоит из трех видов хлеба:
1. Хлеб плотской - для насыщения плоти. Его Иисус называет "хлебом одним", т.е. "первым видом хлеба", что можно понять, разобравшись в наличии еще двух видов хлеба.
2. Хлеб душевный - для питания души. Источником этого вида хлеба является Сын (Иисус Христос) - Joh 6:51 .... хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
3. Хлеб небесный (духовный) - для питания духа. Источником этого вида хлеба является уже Отец - Joh 6:32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
Именно об этом хлебе (о себе) говорит Иисус людям, искавшим его после насыщения пяти тысяч пятью хлебами. Не из гордости конечно говорит, а как объяснение простой истины: "Я есть дух, вы хотя и видели проявления духа - чудеса (о насыщении их хлебами), ищите меня не ради меня (истинного хлеба, т.е. духа), а ради плотского хлеба, которым вы насытили лишь вашу смертную плоть. Истинный же духовный хлеб, которым я являюсь, Вам не нужен...": Joh 6:26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
Этот небесный хлеб он называет несколькими названиями, описывая его характеристики (приводится в той очередности, какая следует из слов Иисуса Христа):
- "хлеб истинный": Joh 6:32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
- "хлеб Божий": Joh 6:33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
- "хлеб жизни": Joh 6:35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. И Joh 6:48 Я есмь хлеб жизни.
- "хлеб живый": Joh 6:51 Я хлеб живый, сшедший с небес...
Указав все эти качества третьего хлеба, Иисус Христос подытоживает: Joh 6:58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек: "ВОТ каков хлеб, сшедший с небес... А вы то ожидаете сошествия хлеба лишь для насыщения смертной вашей плоти в то время как я приношу вам хлеб для питания безсмертного вашего духа и для обретения безсмертия Вашей души, которая без этого хлеба небесного (без духа) смертна. Душа лишь тогда обретает жизнь вечную, когда соединяется с духом»: матфей 18:19-20 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них - здесь символически «земля» - тело, «двое из вас» - это душа и дух, «согласятся на земле» – согласие (слияние) души и духа в теле.

Плотской человек, духовным символом которого в Евангелиях являются иудеи, не видит далее плоти своей и видит лишь плотской хлеб, насыщающий плотское тело. В более узком смысле хлеб - символ божественной энергии, посылаемой Богом человеку через растительный мир; рыба - символ божественной энергии, посылаемой Богом человеку через животный мир. Но заметим, что как при создании мира, Бог для питания человеку благословил именно растительную пищу, а не животную (Бытие 1:29-30: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; --вам [сие] будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так».), так и Иисус Христос, хотя накормил пять тысяч людей хлебом и рыбой, благословил только еду, сделанную из пшеницы - представителя растительного мира, рыбу же не благословил:
Joh 6:11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
Joh 6:23 Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.

В Бытии Бог указывает на то, чем должен питаться человек в символах: в пищу ему благословляется не вся зелень отправная, а только "трава, сеющая семя" (животным благословлена "вся зелень травная в пищу") и "всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя". «Семя» - это плод души, «Плод древесный, сеющий семя» - плод духа. «Трава, сеющая семя» - пища полезная для души. «Всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя» - пища полезная для духа и души одновременно (несет и плод древесный и семя этого плода одновременно).
Между тем, потому не благословил Иисус рыбы, потому что они - творение Божие и уже им благословлены. Хлебы же были творением человеческим и для совершенства нуждались в благословлении Божьем. Рыбы также символически Христом при насыщении пяти и четырех тысяч не благословлялись, т.к. рыбы – символ знаний, Господь не благословляет сильно углубляться в знания, т.к. знания уводят от духовного (мудрости) к плотскому (уму).

4 Евангельских трапезы
В Евангелии есть три самых важных сцены трапезы и еще одна, занимающая особое место.
Итак, первая трапеза – когда Иисус преломил пять хлебов и две рыбки, раздал их ученикам, а те – народу. После же насыщения пяти тысяч человек, ученики собрали кусков хлеба и остатков рыбы двенадцать коробов.
Вторая трапеза – когда Иисус преломил семь хлебов и немного рыбок, раздал их ученикам, а те – народу. После насыщения четырех тысяч человек, ученики собрали семь корзин оставшихся кусков.
Третья трапеза – когда Иисус в тесном кругу своих двенадцати учеников преломил один хлеб и раздав его ученикам, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (От Матфея 26:26 и Марк 14:22 ) и

29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
(От Луки 24:29-31)

23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
(1-е Коринфянам 11:23-34)

Из притчей о Христе-Слове, как Премудрости Божьей:
Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его,заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:"кто неразумен, обратись сюда!" И скудоумному она сказала:"идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное;оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".
(Притчи 9:1-6)
Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко.
Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком.
Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, - и дам вам завет вечный, неизменные милости, [обещанные] Давиду.
(Исаия 55:1-3)

Пс.21:27 Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!

Категория: Символика Евангелия | Добавил: symbolarium (30.01.2009)
Просмотров: 3260 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz