Автор видит сон, где он сам в
сумраке идет по лесной дорожке, справа от дорожки по ходу движения он видит
между деревьев голые человеческие тела – толи мертвые, толи спящие. Некоторые
тела имеют признаками уродства: сросшиеся части тела, наросты и т.п. И тут
внимание идущего лесной дорожкой привлекается тем, что он видит, как одно из
этих голых тел, грудь которого уже засыпана землей, т.е. уже частично находится
в могиле, вдруг под этой землей начинает шевелиться, поднимая землю, как бы
восстает из гроба. При этом около него сразу оказываются какие-то живые люди,
помогающие ему скинуть с себя земной прах и восстать из гроба. Пробудившись,
автор пошел на литургию к причастию, где продолжил практику Иисусовой молитвы,
после же службы созрело внутреннее понимание того, что сон этот символически
означал следующее: идущий по лесной дорожке человек – это сам автор (душа и
тело); правая сторона от дорожки – духовная сфера человека; мертвые тела – это
показатель сна (как бы смерти) духа людей; нагота тел – это показатель не
только сна духа, на еще и дел жизни духа – милосердия, любви и пр.
добродетелей; уродства тел – уродства духовные; восстающее из могилы тело – это
пробудившийся ото сна дух автора; помогающие восстающему из могилы человеку
люди – это ангелы и, возможно, духовник. Пробуждение же это было результатом
молитвенного делания. Задача человека – собрать во имя Иисуса Христа все три
своих ипостаси: тело (плоть), душу и дух и «одеть» свой дух в белые одежды
духовных дел. Прежде же чем «собраться с
духом» человеку нужно этот дух пробудить, затем – воспитать и возрастить. В
Евангелии и у пророков Ветхого Завета
есть разделение на человека и сына человеческого, человек – это плоть и душа, а
сын человеческий – это дух[1],
который нужно воспитать и вырастить. Вот так Господь через сон в символической
форме открыл автору смысл и важность молитвенного трезвения духа – без этого мы
лишь как мертвые голые тела.
[1] Известна присказка, что
человек в жизни обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить
сына. Эта присказка на самом деле имеет огромное духовное значение и
символически толкуется следующим образом. Дом - это храм
Божий, который "внутрь вас есть"; построить этот храм в течении
земной жизни - задача человека. Дерево - это дерево жизни. Нужно жить так,
чтобы в результате жизни в мiре сем мы бы имели жизнь вечную в мире духовном.
Сын - в Библии называется сыном человеским - дух, который человек должен
сначала родить, а потом воспитать и вырастить.